Город Религия Едят в трапезной и молятся Богородице перед уроками: что происходит за стенами единственной православной гимназии Красноярска

Едят в трапезной и молятся Богородице перед уроками: что происходит за стенами единственной православной гимназии Красноярска

Там в классах всего по 12 человек

Учеба в православной гимназии предполагает занятия с духовником

Молитвы, службы и изучение Библии — всё это неотъемлемая часть жизни учеников красноярской гимназии на Щорса. Это православная школа, находящаяся на территории храма Рождества Христова. Всего в крае четыре таких учебных заведения — остальные находятся в Лесосибирске, Енисейске и Ачинске. Чем там занимаются дети, как они попадают в такую школу и правда ли, что после выпуска дети должны будут связать свою жизнь с религией.

«Мы видим трех ангелов, которые совершают трапезу»

Обычный урок в православной гимназии

Звонок. Дети встают, приветствуя преподавателя. Все ребята в форме, вокруг обычные парты, меловая доска. Но вместо обычного учителя — мужчина в рясе, а на столах — книги о Священном писании. Это урок основ православия для третьего класса. В обычной школе таких предметов нет, но здесь это одна из обязательных дисциплин. Сегодня отец Максим разбирал с учениками отрывок из Ветхого завета, где Авраам тепло встретил трех ангелов, а они ему сказали, что у него будет много сыновей. Но вначале духовник попросил одного из учеников зачитать вступление из учебника:

— С Авраамом произошло событие, известное всему миру не только по Библии, но и по многочисленным иконам: Троица. Одна из них, созданная русским иконописцем Андреем Рублевым, признана величайшим произведением искусства и особенно почитаемой в мире святыней, — прочитал мальчик.

Мальчик старательно читает отрывок

— Сделай паузу, я хочу показать икону Андрея Рублева, о которой у нас сегодня идет речь, — «Явление святой Троицы». Отец Максим раскрыл книгу, где была изображена репродукция работы. — Но это икона не оригинальная, это икона, похожая на икону Андрея Рублева, но тоже древняя, 15-й век. То есть мы видим трех ангелов, которые совершают трапезу, сзади мы видим на фоне символы: дерево, здания и гора. Дерево — это символ жизни, символ роста, это символ Святого Духа. Здание — это символ домостроительства, устроения мира, создания мира. Это символ, как вы думаете, кого? Сына или отца?

— Отца, почти хором ответили дети.

— Сына, — поправил духовник. — Который создавал этот мир. И гора, то есть некая непоколебимость, некое основание, на чем зиждется, это как раз символ отца.

Можно сказать, это и вероучительный предмет, и МХК, и литература, и театральный кружок в одном флаконе

Далее учитель стал расспрашивать детей, приходилось ли им делать добрые безвозмездные дела, как Аврааму, который накормил ангелов, а также принимать добро, что они чувствовали при этом, и как бы описали его поступок. А далее, чтобы было проще запомнить смысл библейского отрывка, его разыграли перед всем классом. Один из мальчиков был Авраамом, еще один — режиссером постановки, который подсказывал действия «пьесы», и четыре девочки — три ангела и Сара, жена Авраама.

Детям было очень весело примерять на себе новые роли

Несмотря на то, что всё в Библии читателю кажется серьезным, для детей участие в этой постановке оказалось веселым. Как пояснил отец Максим, это нужно, чтобы ребятам было проще запомнить прочитанное. Так, за один небольшой урок дети познакомились и с новым отрывком из Библии, творчеством художника Рублева, и поучились пересказывать только что выученный материал.

А другой класс тем временем был на уроке музыки. Это занятие проводил отец Александр, он знакомил ребят с работами Иоганна Себастьяна Баха, который часто писал композиции на библейские сюжеты, и наиграл на электронном пианино знаменитую фугу ре минор.

Судя по всему, на этих занятиях очень много внимания уделяется классической музыке

Исполнение прервал звонок, но дети вежливо дослушали музыку, а затем стали спешно собираться.

— Звонок прозвенел! — сказал один из учеников.

— Сидим! — настоятельно, но с улыбкой ответил на это преподаватель. Видимо, он хотел закончить урок, договорив какую-то мысль, пока дети не разбежались.

Параграф о Бахе

Но летящие по коридорам толпы школьников мы не увидели. В здании, по сравнению с обычной общеобразовательной школой, было очень мало детей. Они смеялись между собой, общались, играли, но вели себя спокойно.

Дети спокойно переходили из кабинета в кабинет
У девочек небольшая творческая пауза

Мы проследовали за ребятами и вошли в класс, где должны были начаться уже обычные школьные уроки. Пока звонка не было, за передними партами девочки рисовали, а на задних одна из учениц с мальчиком собирала конструктор.

Кажется, тут затевается интересная игра

— Что должно получиться?

— Дом. Всегда, когда мы строим какие-нибудь постройки, остаются детали, и мы из них делаем такие домики, — вежливо ответила девочка.

— У вас они остались от каких-то других поделок?

— Да.

— А что вы делали?

— Ну другие домики.

— А вот это моя секретная комната! — перебивает мальчик.

— А что в ней будет интересного?

— Здесь я живу!

— Ты что-то большеват для этой комнаты.

— Не, вот я (показывает на лежащую фигурку на игрушечном диване). А это кровать. А вот это вот телевизор.

— Удобно.

— И еще я занимаюсь столом.

После дети решили, что просто собирать конструктор не очень интересно, и решили вторгнуться на территории «строек» друг друга и саботировать процесс. Учитель призвала ребят не шалить, а мы удалились к четвероклассникам. Их было всего семеро. Детям сегодня предстояло решить ВКР по окружающему миру.

Естествознание никто не отменял

Молитва на хорошую учебу в начале дня

Так проходит обычный день ученика красноярской православной гимназии. Но начинается он не со звонка, а с пятиминутной молитвы в просторном помещении на втором этаже. Обычно оно украшено детскими поделками, но не сейчас — идет Великий пост. Дети молятся вместе со священником на хорошую учебу, Богородице и Сергию Радонежскому, чье имя носит гимназия. А затем расходятся на первый урок. Если это понедельник, то перед молитвой ученики слушают гимн России, а после молитвы — разговоры о важном.

Здесь слушают гимн и читают молитву по утрам
Вот так

После первого урока сразу завтрак в просторной трапезной — так здесь называют столовую. Никакой комбинат школьного питания еду сюда не привозит, все блюда готовят здесь же. Среда и пятница — рыбные дни. Ученикам питание нравится, но к еде никто не приступает, пока не помолятся. А после можно налетать.

Небольшая, но комфортная трапезная

Далее еще четыре урока. Как правило, это обычные школьные занятия. Но раз в неделю, как сегодня, дети дополнительно проходят основы православной веры, культуры, церковное пение, а также изучают церковно-славянский язык.

Милый крошечный спортзал. Но небольшой школе его хватает
А здесь ребята изучают классический танец после уроков, обеда и прогулки

Обед, так же как и завтрак, идет с молитвой, затем прогулка, а далее снова занятия. Это могут быть вероучительные предметы, занятия хореографией, музыкой, или можно просто поиграть в комнате отдыха. Там можно построить городки из подушек, поиграть в огромные шашки или побеситься. А также каждую неделю дети посещают библиотеку.

О жизни школы нам рассказала ее директор Нелли Киссар. Она говорит, что в гимназии занимаются только дети начальных классов, сейчас в заведении обучаются всего 48 человек. То есть в каждом классе не больше 12 детей. Каждому хватает внимания, поэтому никто не пытается его привлечь к себе хулиганством или криками. Обстановка очень камерная, практически семейная.

— Если у условной Маши из 2-го класса день рождения, то это день рождения у всех — Маша вынесет мешочек с конфетами и будет всем раздавать, кого увидит, — ученикам, учителям. А ее все будут поздравлять, — рассказывает Нелли Киссар.

Директор православной гимназии Нелли Антоновна Киссар

Что нам очень понравилось — это спокойствие детей, их желание разговаривать с нами и умение строить красивые сложные предложения в речи, мыслить «как взрослые». Директор отметила, что вся заслуга в отношении.

— У нас школа маленькая, 3-й класс как десятый, 4-й — как одиннадцатый. Мы с ними по-взрослому, и они с нами по-взрослому, всё обсуждаем, разговариваем, нет лепета детского. Они много работают, занимаются с утра и до вечера. Уроки прошли — значит они пошли на хореографию, пошли на музыку, музыка прошла — пошли на православие. Весь день в движении. Дети понимают, что надо заниматься делами.

«Наш класс»

Но от праздников тоже никто не отказывается. 1 Сентября, выпускной, 8 Марта, 9 Мая, 23 Февраля отмечаются как и в обычных школах. Но более пышно — Рождество и Пасха. Дети, помимо службы, в гимназии разыгрывают сценки и показывают танцевальные номера перед гостями — родителями и депутатами, которые иногда посещают учреждение. А также выступают в епархии.

Дети говорили, что им тут нравится учиться

Также в начале и конце каждой четверти дети совершают в храме молебен, там они получают благословение от духовника на учебу и благодарят за получившиеся успехи. А еще ходят в храм на праздничные службы. К примеру, на Вербное воскресенье и на освящение воды. Часами, как отмечает директор, ученики там не стоят, а приходят ближе к причастию. То есть на всё уходит менее 60 минут. Кстати, если вы будете в это время на территории храма, то дети могут вам подарить букетик из верб или поделку с голубем, как знак благой вести. И не придется тратить деньги на праздничную атрибутику.

Поделки дети часто раздают прихожанам

После знакомства с укладом гимназии оставался вопрос — неужели детям не сложно изучать библейские сюжеты? Их слог и содержание явно не были рассчитаны на младшеклассников. На это ответил отец Максим:

— Для них это обычная история, с которой они на протяжении всех четырех лет знакомятся, изучают. Это уже что-то обыденное, привычное, естественное, нормальное. Это не вызывает таких сложностей, как у современного взрослого человека. Мы проходим Ветхий завет, Новый завет, все истории изучаем. Они знают Библию лучше, чем любой взрослый человек, и могут его научить.

«Мы его сломаем, и зачем это надо?»

Епархия — главный учредитель школы

Обучение, как и в любой школе, бесплатное, общеобразовательную составляющую курирует краевое Министерство образования, оно субсидирует расходы на зарплаты педагогов. Остальные траты лежат на главном учредителе — епархии. От родителей тоже могут принимать добровольные пожертвования.

Попасть в гимназию, кстати, может далеко не каждый ребенок. Но и не нужно для этого родиться в семье священнослужителя. В учреждение принимают детей воцерковленных родителей, которые сами не представляют жизни без веры. Семья должна быть знакома со священником. Он напишет рекомендацию на ребенка в гимназию, и с ней уже можно приходить на зачисление. Жить в Красноярске для этого необязательно. Директор говорит, что у нее учатся ребята из Солонцов и Сосновоборска.

Но отказать в поступлении всё равно могут. Ребенку будут проводить собеседование, чтобы понять, сможет ли он осилить сразу два компонента — обычную учебу и уроки, связанные с православием.

— Мы с родителями говорим, что давайте посмотрим. Ведь каждый родитель видит своего ребенка самым замечательным, что он всё-всё знает, ну это естественно, что каждый родитель любит своего ребенка. А мы-то немножечко по-другому смотрим, мы говорим: «Ребята, ему будет тяжело, ему будет неинтересно, мы его сломаем, и зачем это надо?» Бывают случаи, что ребенок готов, но у него силенок не хватает, у него здоровья не хватает. Или он в 11 часов освободился, мама его забрала, и ему больше ничего не надо, или он пришел домой где-то в половине пятого. Кроме того, многие родители еще хотят музыкальную школу, спортивную секцию, — пояснила директор.

Напротив входа в учреждение

И если ребенка взяли, то совсем не обязательно, что он станет глубоко религиозным человеком. Как рассказала Нелли Киссар, у гимназии совсем другие воспитательные цели.

— Задача стоит не сделать детей религиозными, задача стоит привить им культуру православия. Они будут знать культуру православную, значит они будут знать убранство и устройство храма, молитву, они будут знать, как пойти на исповедь, — то, чего многие взрослые не знают. А уже выберут они для себя это как образ жизни, может быть, священство, служение, — ну это будут решать, когда станут взрослыми. А назидания, чтобы они тут в косынках ходили, чтобы мы их на колени ставили, чтобы они молились неистово, — нет, этого нет, всё в пределах разумного.

Икона и шпаргалки

«Немножко другие дети»

Но в тепличных условиях эти дети будут находиться только до пятого класса, потом они перейдут в обычные школы. Пока у гимназии нет возможности обучать среднее и старшее звено, но это ненадолго — к ней будут пристраивать новый корпус. Уже сейчас строители роют котлован для будущего здания.

Пока гимназия выглядит так. Она стоит слева от храма
Позже здание школы продолжат
Рабочие зашли на территорию недавно

После того как мы поговорили с педагогами и директором, к нам подошел четвероклассник Ваня. Он захотел пообщаться с нами, неизвестными гостями. Ученик был один из тех, кто писал выпускную работу по окружающему миру. Говорит, что было несложно, но расслабляться не стоит, впереди еще целый день учиться.

— У меня сегодня еще будет литература и математика, потом церковное пение. По литературе проходим «Русалочку» Ганса Христиана Андерсена. Математика нравится, окружающий мир, литература… Всё нравится, кроме русского языка.

Мальчик показался нам очень собранным и умным

Ваня, кстати, поедет доучиваться в Новосибирск, туда планирует переехать его мама, которая здесь работает помощницей в храме. Мальчик оставит в Красноярске не только гимназию, но и любимый хоккей, которым занимается вот уже семь лет. Ребенок надеется перейти в такую же секцию в новом городе.

Как нам сказали в гимназии, трудности перехода в другие школы уже предусмотрели. С детьми 2–3 раза в неделю занимается психолог Наталья Киссар. С первых дней появления первоклассника в учреждении она проводит стартовую диагностику ребенку, а затем, по необходимости, работает с ним индивидуально. Есть и групповые занятия.

Психолог Наталья Киссар

— Учимся распознавать, что такое эмоции, какие они существуют и как ими управлять. То есть здесь мы подходим постепенно к эмоциональному интеллекту, но это со временем. То есть сначала они в принципе должны понять, что такое психолог, в каких случаях можно обратиться к психологу, что есть такая поддержка, когда ты, например, не можешь решить вопрос с учителем, с другом или с родителем.

Как утверждает Наталья, у детей к концу обучения появляется внутренняя уверенность и духовная опора, поэтому «акклиматизация» в новом коллективе проходит легче.

Дети из гимназии переходят в обычные красноярские школы

— С 4-м классом мы уже разговариваем о том, что ты пойдешь в другую школу, там будут немножко другие дети, которые могут реагировать не так, или они не настолько направлены на духовность, и тебе нужно быть к этому готовым. Это не значит, что они плохие. У тебя будет больше одноклассников, нужно будет устанавливать контакты как с детьми, так и с учителями. Дети расширят свой круг и начнут новые знания получать.

Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — «Новости Красноярска» и в нашей группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE6
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства